Самая серьезная угроза сохранению гренландских тюленей — изменение климата, а не промысел, считает WWF. Однако влияние промысла на популяцию также должно быть самым внимательным образом исследовано и учтено.
В новой редакции Правил рыболовства для Северного бассейна (зарегистрированы Минюстом РФ 16 февраля 2009 г) запрещается добыча новорожденных детенышей — бельков и самок на детных залежках, а добыча молодых тюленей (серок) ограничивается по срокам.
Для обеспечения сохранения популяции гренландского тюленя, на федеральном уровне должен быть официально и однозначно решен вопрос допустимости промысла в целом, на основании результатов исследований состояния и динамики численности популяции гренландского тюленя в Восточной Атлантике, считает WWF.
По мнению WWF, в настоящее время наибольшее отрицательное воздействие на сохранение жизнеспособной популяции гренландского тюленя оказывает изменение климата. С конца 1990-х годов отмечается сокращение площадей ледовых полей, пригодных для образования так называемых «щенных залежек» (своеобразных «родильных домов» тюленей). Происходят изменения ледового режима Белого моря: обширные районы остаются свободными ото льда, что ведет к снижению пополнения популяции. Численность приплода в 2008 году по данным авиаучетов снизилась почти в три раза.
Изменение климата вызвало к жизни еще одну угрозу. В результате ослабления ледового покрова Белого моря стало возможно плавание танкеров ледового класса без сопровождения ледокола. «Нередко танкеры проходят по ледовым полям с залёжками, что вызывает гибель, как минимум, пяти тысяч бельков, по оценкам специалистов Полярного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО)», — говорит Василий Спиридонов, координатор морских проектов WWF России.
На этой неделе WWF отправил письмо Министру транспорта РФ И. Е. Левитину, в котором предложил решить эту проблему путем возобновления применения «Инструкции по мероприятиям по организации плавания транспортных судов в Белом море в период лежки гренландского тюленя и кольчатой нерпы», принятой Министерством морского транспорта СССР в 1979 г, переработав ее с учетом последних данных.
WWF России