По оценкам WWF, реальный вылов лососей на Дальнем Востоке России превышает официально зарегистрированный в 1,5—3 раза.
Чтобы бороться со злом, нужно хорошо представлять его масштабы — под этим девизом WWF, Программа развития ООН и Федеральное агентство по рыболовству провели масштабные исследования нелегального промысла тихоокеанский лососей и разработали способы борьбы с ним.
В трехлетнем исследовании специалисты программы ТРАФФИК Всемирного фонда дикой природы (WWF) провели анализ информации о разных формах браконьерства четырех основных видов тихоокеанского лосося — горбуши, кеты, нерки и кижуча. Результатом исследования стала оценка объемов нелегального, неучтенного и нерегулируемого промысла (ННН).
По разным оценкам, реальный вылов лосося на Дальнем Востоке России превышает учтенный (т. е. легальный) в 1,5 — 3 раза. Например, в 2006 году реальный вылов тихоокеанского лосося составил 326—426 тысяч тонн (107 тысяч тонн — экспорт и 219—319 тыс. тонн — объем внутреннего рынка), а официально зарегистрирован был улов в 273 тысячи тонн.
«Борьба с браконьерством осложняется не только удаленностью нерестовых рек, техническими сложностями охраны, коррупцией, правовым нигилизмом, но и тем обстоятельством, что незаконная добыча лососевых с целью заготовки икры является одним из основных источником доходов населения поселков на Камчатке», — говорит Константин Згуровский, руководитель Морской программы WWF России.
Тем не менее, 86% жителей Камчатки считают, что от сохранения лосося зависит их личное благополучие, и более 50% не только могут принимать личное участие в природоохранных мероприятиях, но и готовы добровольно выделять средства на защиту лосося и нерестовых водоемов. Эти данные приведены в «Региональной концепции сокращения незаконной добычи лососевых рыб в Камчатском крае», опубликованной при поддержке Программы Развития ООН и Федерального агентства по рыболовству.
Специалисты предлагают ряд мер для борьбы с нелегальным промыслом, в частности: применять спутниковые средства для отслеживания браконьерских судов, улучшить материально-техническое оснащение антибраконьерских бригад, сделать обязательным постоянное присутствие на судах, ведущих промысел в океане, независимых наблюдателей, ужесточить наказание за незаконный промысел, причем наказание должны нести не только капитаны браконьерских судов, но и директора компаний-судовладельцев. Необходимы также экономические меры: четкая маркировка продукции, позволяющая отличить браконьерскую продукцию от легальной, снижение уровня безработицы в промысловых районах и т. д.