Кто такой зоопсихолог, как «подружить» ребенка, кошек и грызунов с собакой, в каком возрасте лучше начинать дрессировку собаки, зачем нужна демонстративная агрессия? Ответы на эти и другие вопросы ЗооАтлас.ру узнал у дрессировщика и зоопсихолога из Санкт-Петербурга Юлии Магериной.
— Что такое зоопсихология? Какие проблемы решает зоопсихолог?
— Зоопсихология — довольно молодая наука, на данный момент ей около 60 лет. Зоопсихология изучает психические процессы у животных, хотя отделить ее от изучения физиологии нервной системы и этологии порой бывает сложно.
Практикующий зоопсихолог может помочь в лечении неврозов, фобий, навязчивого поведения, агрессии, любых других проблем, связанных с корректировкой поведения. Сфера возможностей зоопсихолога шире, чем у инструктора-дрессировщика, потому что он может выявить истинную причину проблемного поведения.
— В каких учебных заведениях сегодня готовят зоопсихологов?
— В России с этим большая проблема, потому что специальности «зоопсихолог», как таковой, у нас пока не существует. Выучиться на зоопсихолога можно за рубежом, либо самостоятельно углубляться именно в эту сферу, благо литература на русском уже имеется, хоть и не в избытке.
— А как Вы стали дрессировщиком и зоопсихологом?
— Дрессировщиком, вернее, инструктором-дрессировщиком я стала после четырех лет обучения и работы помощником инструктора в кинологическом центре «Ринг». Зоопсихологом же стала под влиянием обстоятельств, потому что большинство проблем, с которыми я сталкивалась, невозможно было решить с помощью дрессировки. Пришлось переквалифицироваться, заканчивать профильные курсы и, надо отметить, я очень рада, что теперь могу помочь гораздо большему количеству владельцев домашних животных.
— В каких ситуациях нужно обращаться за помощью к зоопсихологу?
— Я бы советовала обращаться любому владельцу собаки или кошки, потому что крайне редко встречается ситуации, когда владельцы не допускают никаких ошибок в воспитании и содержании, а животное само по себе отличается «железными нервами».
В случае же явной неадекватности поведения — это, наверное, единственная возможность действительно помочь и себе, и своему питомцу.
— Какие книги по зоопсихологии Вы рекомендуете прочитать прежде чем заводить щенка?
— У нас не так много книг по зоопсихологии, рассчитанных на широкий круг читателей. Мои рекомендации — это, в первую очередь, «Поведение собаки» Е. Н. Мычко. Если эта книга покажется слишком сложной, можно почитать В. В. Гриценко, например, «Воспитание и дрессировка собаки», там просто и понятно описаны причины поведения собаки в той или иной ситуации и способы решения проблемы.
— Может ли зоопсихолог помочь человеку выбрать «свою» породу?
— Конечно. Я очень радуюсь, если люди обращаются ко мне до того, как завели собаку, хотя, к сожалению, это редкие случаи.
— Насколько важно учитывать историческое предназначение каждой породы?
— Это один из наиболее важных факторов при выборе породы. Генетическое предназначение собаки определяет многие характерные особенности ее поведения, которые нельзя не учитывать. Это и повышенная агрессивность, и охотничье поведение, и социальная активность.
— Важная тема для всех, кто хочет завести собаку, — ребенок и собака. Когда лучше заводить щенка? Как подготовить собаку к рождению ребенка?
— На данную тему есть множество рекомендаций, но все они сходятся на одном — собаку лучше заводить, когда ребенку исполнилось больше полутора лет, когда он уже понимает, что такое живое существо и не будет причинять по незнанию щенку боль.
Либо как вариант появления ребенка в семье, где уже есть собака. Лучший возраст для собаки — старше 2—3 лет, когда она уже повзрослела и не требует повышенного внимания к воспитанию и дрессировке.
Одновременно появившиеся в семье собака и ребенок — это два ребенка. Обоим нужно внимание, уход, но собака взрослеет стремительнее и, как это ни странно, требует больше ответственности в первые два года своей жизни, потому что они приблизительно равны 24 годам человеческой.
— Как подготовить ребенка к появлению в доме щенка?
— Ребенок должен хорошо понимать, что щенок — это живое существо, такое же маленькое, как он сам, что ему тоже бывает больно и страшно. Нужно объяснить, что щенок долго ехал и устал, что ему нужно отдохнуть, чтобы ребенок не напугал щенка слишком настойчивым вниманием. Нужно внимательно первое время следить за всеми контактами щенка и ребенка, чтобы не возникло конфликтных ситуаций, чтобы они не напугали друг друга и не сделали друг другу больно.
— Собака и кошка. Собака и мелкие грызуны, птицы. Возможно ли мирное сосуществование?
— Конечно, возможно. Есть такое понятие, как импринтинг. Это «запечатление» существом особей своего вида. То есть только родившийся ребенок, щенок, котенок не знают, к какому виду они относятся, они это определяют по тому, с кем общаются, кто за ними ухаживает в раннем детстве. Таким образом, образуют стойкие связи особей совершенно разных видов. Даже взрослые особи могут привыкнуть и начать воспринимать существо другого вида как социального партнера, но не нужно надеяться на то, что все животные данного вида будут для него друзьями. На этом основано то, что многие собаки, живущие с кошками, гоняют на улице чужих кошек без зазрения совести, а кошки, живущие с собаками, боятся других собак.
В случае заведения щенка и котенка, лучше брать их одновременно или с небольшим промежутком. Я бы посоветовала сначала щенка, ведь собаки более социальнозависимые животные, чем кошки. И щенку проще будет принять на свою территорию нового жильца.
— В каком возрасте лучше начинать дрессировку собаки? Самому или с инструктором?
— Нужно разделить понятия «воспитание» и «дрессировка». Они взаимодополняют, но не заменяют друг друга. Воспитание — это обучение собаки правилам поведения в данной семье, в человеческом социуме, в условиях города. Дрессировка — это обучение командам и закрепление их до автоматизма.
Воспитание нужно начинать с первого дня появления щенка в доме. Это и объяснение понятия «место», и обучение писать на пеленку, газетку, и обучение правилам общения с людьми, другими животными, вещами, и подзыв к хозяину, и обучение кличке. Дрессировку можно начинать с 3—4 месяцев, но только ненасильственными, поощрительными методами.
Не забывайте, что до 2 лет каждый месяц жизни собаки приблизительно равняется году человеческой жизни. То есть 4-х месячный щенок — это 4-х летний ребенок, который просто физически не может долго оставаться на одном месте и заниматься одним делом. То есть дрессировка должна быть построена на игровой основе, с перерывами, чтобы щенок был рад выполнять команды и получать вкусности и похвалу.
В этом возрасте, если человек обладает достаточными знаниями по воспитанию собак, можно обойтись и без инструктора, хотя я всегда очень радовалась, если меня вызывали к маленькому щенку, просто чтобы объяснить и откорректировать действия хозяев.
С возраста 5—8 месяцев — тут зависит от породы, например, молоссы взрослеют поздно, а маленькие собаки, особенно охотничьих пород, рано — можно идти заниматься на площадку или вызывать инструктора для индивидуальных занятий. Тут сложно сказать, что лучше. Ведь на площадке собака учится выполнять команды и слушаться хозяина при большом количестве отвлекающих факторов. С другой стороны инструктор, ведущий занятия в группе, просто не может «разорваться» и отследить неточности и ошибки каждого из хозяев. Зато инструктор, занимающийся с хозяином индивидуально, имеет эту возможность в полной мере. Поэтому я бы советовала начинать дрессировку с инструктором, а потом повторить все пройденное уже на площадке, вооружившись полученными знаниями.
— Какие виды дрессировки каким породам подходят?
— Тут нужно смотреть на генетическое предназначение породы. В любом случае для собаки, живущей в городе, воспитательная дрессировка необходима вне зависимости от породы и размера. Дрессировкой на защиту хозяина заниматься серьезно лучше с породами, предназначенными для этого, то есть служебными. Но, например, обучение демонстрационной агрессии — когда собака по команде, удерживаемая за ошейник, начинает бросаться на указанного хозяином человека — подходит любой породе. Фокус в том, что собака в перерывах на занятиях общается с пару минут назад «нападавшим» на ее хозяина фигурантом по-дружески, таким образом, не идет агрессия как таковая на человека, у собаки «не едет крыша», она относится к этому, как к очень увлекательной игре. С другой стороны, лающая и рычащая собака с большой вероятностью отпугнет пьяниц, наркоманов и других невменяемых, агрессивно настроенных личностей.
Не беру сейчас специальную дрессировку, потому что придется перечислять по породам — что кому подходит, но та же цирковая дрессировка возможна для любой собаки, главное обладать желанием и терпением.
— Сегодня популярна кликер-дрессировка. Начинать заниматься с собакой дрессировкой с помощью кликера надо под присмотром дрессировщика или можно начинать самому?
— Лучше начинать под присмотром дрессировщика, потому что есть ряд тонких моментов. С другой стороны есть множество самоучек, великолепно уловивших все тонкости и обучающих своих собак чрезвычайно сложным и интересным трюкам. Тут все зависит от человека и его уверенности в своих силах.
— Каковы наиболее очевидные минусы и плюсы кликер-дрессировки?
— Очевидные плюсы (при правильном обучении) — ненасильственное и быстрое обучение собаки практически любой команде, усиление контакта собаки с хозяином, богатые возможности.
Очевидные минусы (при обучении собаки только кликером) — чрезвычайная привязанность собаки к хозяину, собака начинает во всем полагаться на хозяина, теряет способность самостоятельно принимать решения, тяжелее воспринимает стрессовые ситуации.
— Нужна ли охранная собака в городе? Как воспитать собаку так, чтобы она была и защитником, но при этом не была угрозой для окружающих?
— В нашей стране я полагаю да, нужна. Другое дело, что считать за «охранную собаку». Собака должна быть безопасна для окружающих, поэтому то же ЗКС подходит не всем собакам. А если подходит, не факт что такая собака, привыкшая работать против фигуранта на площадке, сможет в повседневной жизни защитить хозяина.
Не надо забывать, что собака против человека, вооруженного хотя бы ножом, — это уже не защитник, а жертва. А против невооруженного человека — это превышение самообороны. Поэтому расценивать собаку, как оружие, в городских условиях нельзя.
Я уже упоминала о демонстрационной агрессии. Я называю это «собака сопровождения». Это может быть и той-терьер, и сенбернар. Ту категорию невменяемых граждан, которые способны напасть на человека с собакой, такое проявление агрессии остановит с большой вероятностью.
— Насколько справедлива модная ныне точка зрения, что собака ведет себя в семье, как в стае, и необходимо выстраивать иерархию, доминируя над собакой?
— Она относительно справедлива, ведь собака действительно высокосоциальное стайное животное, она действительно воспринимает семью, как стаю. Но доминирование — это не сила. Это управление жизненно необходимыми и важными для собаки ресурсами. Кто отдыхает на наиболее удобном месте, ест первым, выбирает направление и скорость движения, защищает территорию, владеет своими вещами, местом для отдыха, едой — тот и доминирует. В этом ошибка многих хозяев. Они очень многое позволяют собаке, иногда больше, чем себе или некоторым членам семьи, ставя таким образом собаку в положение доминанта. Собаке ничего не остается, кроме как взять на себя обязанности главного в стае. То есть охранять территорию (агрессия на людей, собак), вести стаю (тянет на поводке), пресекать конфликты внутри стаи и воспитывать молодняк (агрессия к детям). Правильно же построенные отношения, когда собака находится в определенных рамках и не имеет возможности распоряжаться важными ресурсами, не дает развиться в ней лидеру и стать главным в семье.
Досье ЗооАтласа
Магерина Юлия Александровна, зоопсихолог, дрессировщик. Дрессировкой занимается 9 лет, из них последние 3 года основной уклон работы — зоопсихология. В доме Юлии Магериной живут американский стаффордширский терьер, две таксы, две кошки и несколько крыс.
Контакты Ю.А. Магериной
Дневник: http://yulsana.livejournal.com
E-mail: yulsana@gmail.com
ICQ: 447-103-518
ЗооАтлас.ру