Рецессия в американской экономике сказалась и на домашних животных. Американцы стали чаще избавляться от кошек и собак и реже их лечить. Самые отчаявшиеся предпочитают усыплять животных. Вместе с тем рынок товаров для животных не проседает — большинство владельцев нашли в питомцах отдушину и не только не собираются с ними расставаться, но и стараются их побаловать.
Кризис все чаще заставляет американцев экономить на животных. Лишившись работы или жилья, жители США стали сдавать питомцев в специальные приюты или значительно урезали расходы на ветеринарные услуги. Точной статистики по всей стране нет, но приюты в каждом штате бьют тревогу — животных стало куда больше. По данным исследования Американской ассоциации ветеринаров, в 2008 году у половины владельцев животных экономическая ситуация ухудшилась. Треть ветеринаров констатировали, что к ним стали меньше обращаться. Так, по словам представителей приюта Operation Kindness в Северном Техасе, около 10% находящихся в приюте питомцев — отказники. Это в три раза больше, чем в прошлом году, сообщает Dallas Morning News. По официальным данным, в 2008 году количество собак, от которых отказались хозяева, возросло на 10%. Как отмечают чиновники, зачастую владельцы меняют место жительства, переезжают в более тесные квартиры и просто бросают питомцев в бывших домах.
В отделении Гуманитарного общества в Нэшвиле (штат Теннеси) говорят, что количество отказов по сравнению с прошлым годом увеличилось на 20%, а число желающих взять животное из приюта снизилось на 15%.
На чем экономят
Еще одна проблема, которую обнажил кризис, — ветеринарный уход за домашними животными. По данным Гуманитарного общества США, ежегодно средний хозяин кошки или собаки тратит на профилактику и лечение заболеваний $200. В связи с кризисом многим хозяевам даже простые прививки стали не по карману. Ветеринары бьют тревогу — американцы зачастую затягивают поход к врачу до последнего и стараются выбрать методы лечения и медикаменты подешевле, отказываются от диагностических процедур, а порой просто усыпляют животное, чтобы не тратиться. Естественно, предлагать таким хозяевам трансплантацию органов или химиотерапию уже не имеет смысла. «Денежная проблема — огромная часть работы, с которой я не ожидала и не хотела столкнуться», — жалуется газете The Chicago Tribune ветеринар Эми Уджики из Family Pet Animal Hospitalon. Ей вторит представитель Альянса за ответственность хозяев домашних животных Жак Грин. По ее словам, в организацию поступают десятки звонков от людей, которые не могут позволить себе сводить питомца к ветеринару. Все, что можно посоветовать таким владельцам, — попробовать найти клинику подешевле.
В связи с ухудшением платежеспособности клиентов клиники несут значительные расходы. По словам администратора Emergency Animal Clinics Фреда Болла, ветеринары не имеют права отказать в лечении в экстренных случаях. Участились случаи, когда собаке или кошке делают операцию, а владелец не оплачивает счет.
Проблемы ветеринарного ухода имеют и другую грань — оставшиеся без прививок кошки и собаки становятся разносчиками заболеваний. В Нью-Йорке местная благотворительная организация при поддержке ветеринаров запустила передвижную бюджетную клинику. Там помогают тем, кто находится на грани и склоняется к мысли выбросить питомца. С 25 июля клиника предлагает бесплатные прививки и установку микрочипа со скидкой. Организаторы акции надеются, что таким образом удастся сохранить в семьях около 5 тыс. животных. В Нэшвиле же проблему пытаются решить по-другому — там открылась «столовая» для собак и кошек, где хозяева могут взять бесплатную еду, чтобы прокормить питомцев.
И все-таки любят
И все же для многих домашние животные остаются отдушиной во время кризиса. Согласно данным опроса ING Direct, последнее, чем большинство американцев готовы пожертвовать в самых стесненных обстоятельствах, — это автомобили (30% владельцев) и домашние любимцы (22%).
Большинство американцев стараются на животных не экономить. Наоборот, даже в кризисное время продавцы товаров для животных открывают новые магазины и набирают штат.
Согласно данным Американской ассоциации производителей товаров для животных (APPA), около 62% домохозяйств имеют домашних животных. По подсчетам APPA, американцы содержат 93,6 млн кошек, 77,5 млн собак, 182,9 млн рыбок, 15 млн птиц, 13,6 млн рептилий, 13,3 млн лошадей и 15,9 млн мелких животных.
По прогнозам ассоциации, в 2009 году объем рынка товаров для животных достигнет $45,4 млрд. В 2008 году этот показатель составлял $43,2 млрд. Как ожидается, в том числе к концу года объем ветеринарной индустрии с учетом растущих цен и внедрения дорогостоящих методик достигнет $12,2 млрд ($11,1 млрд в 2008 году).
Кроме того, в США активно развивается рынок роскоши для домашних животных. Так, в июле на рынок вышла авиакомпания Pet Airways. Ее воздушный флот состоит из пяти самолетов, переделанных специально для перевозки домашних животных. Рейсы совершаются в том числе из крупнейших городов — Нью-Йорка, Вашингтона, Чикаго и Лос-Анджелеса. С комфортом отправить собаку или кошку в другой город можно за $250. В стоимость входит отдельная клетка, питание и проверка состояния животного каждые 15 минут. За отдельную плату вместе с животным может полететь и хозяин. Единственное неудобство — самолеты летают с несколькими посадками, поэтому из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, например, можно добраться за сутки. Для сравнения, перевозка небольшого животного регулярными авиалиниями обойдется в $69−275.
Инфокс-Интерактив