18 февраля в выставочном комплексе «Крокус Экспо» состоялось торжественное открытие международной выставки «Зоо Россия 2010» и международной конференции «Проблемы и перспективы зообизнеса в России».
В приветственном слове участникам и гостям форума профессионалов зообизнеса президент выставочной компании «Асти Групп» Наринэ Багманян отметила, что хотя российский зообизнес очень молодой, но достаточно динамичный и перспективный. На выставке были представлены наиболее активные компании, готовые выйти на российский рынок или уже занявшие довольно прочные позиции на этом рынке.
Первым на международной конференции выступил Виталий Владыкин, аналитик компании Euromonitor International, который представил доклад: Основные тенденции и перспективы развития рынка кормов и товаров по уходу за домашними животными в России.
Euromonitor International проводит аналитические исследования уже более 30 лет, имеет штат около 600 аналитиков в 80 странах мира. Точность информации обеспечивается как всесторонним подходом к предмету исследования, так и использованием единой методологии в исследованиях и обработке данных.
Россия занимает второе место в мире по количеству кошек (около 20 млн.) и четвертое − по количеству собак (около 15 млн.). При этом потенциал расширения рынка кормов для животных достаточно велик: их доля в рационе домашнего питомца в настоящий момент составляет лишь 20%, а в развитых странах − почти 100%. Главные макроэкономические факторы, влияющие на индустрию рынка кормов: изменения структуры населения, демографического состава и доходов. На рынке кормов и товаров по уходу за домашними животными доминируют крупные иностранные компании, такие, как Mars и Nestle. Среди товаров по уходу за домашними животными 80% составляют наполнители для кошек. Страны Восточной Европы и Россия демонстрировали до кризиса очень динамичный рост рынка. Тенденции к росту сохраняются и сейчас: экономическая рецессия значительно замедлила развитие, но не смогла его остановить.
Докладчик проанализировал исторический кризисный опыт рынка. Он отметил, что во время рецессии сильные изменения затрагивают как потребителей, так и производителей, и поставщиков. В то же время возрастает стоимость самой продукции. Экономические товары имеют значительный потенциал, но наращивание их производства должно происходить с оглядкой на восстановление рынка после завершение рецессии. При этом структура спроса на продукцию всегда восстанавливалась в течение нескольких лет, что повышает важность разработки инновационных технологий. Стремление к здоровому образу жизни, так называемые «полезные» продукты для человека и животных имеют, как правило, общие ингредиенты и их производством занимаются одни и те же компании. Основные категории сегмента рынка: органические продукты, функциональные продукты и продукты для контроля веса домашних животных. При этом возможные тенденции в этом сегменте таковы: увеличивается производство продукции для ухода за зубами, функциональных напитков. Немаловажным фактором является также страхование самих животных. Развитию рынка способствуют также сети супермаркетов. Значительный потенциал имеет торговля через Интернет.
В заключение доклада был дан благоприятный прогноз для развития рынка кормов и товаров для животных в России. Распространение сухих кормов, развитие производств и сегмента премиальных товаров сыграет значительную роль в этом развитии. В преддверии последующего роста экономики, по мнению Виталия Владыкина, необходимо развивать дистрибуцию, упаковку, сегментацию и маркетинг для привлечения покупателей.
Вопросам лицензирования посвятил свой доклад Илья Шкоп, исполнительный директор Российского Отраслевого Союза «Ветеринария».
Первая часть выступления была посвящена, в первую очередь, иностранным участникам конференции, которые еще не работают на российском рынке. Докладчик описал алгоритм регистрации и ввоза ветеринарных препаратов в Россию, возникающие трудности и потребности поставщиков. Он отметил существующие недостатки законодательства, создающие значительные препятствия при регистрации, в частности, неэффективность системы добровольной сертификации.
Затем обсуждались проблемы отношений бизнеса и власти. Требования проверяющих органов часто не соответствуют законодательству, а судебные разбирательства для бизнеса не являются профильной деятельностью. Докладчик рассказал о введении нового Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г., призванного защитить права предприятий от неадекватных действий контролирующих органов. Он также дал обзор состояния российского ветеринарного рынка, отметив преобладание в нем иностранных ветпрепаратов, поскольку российские компании не уделяют должного внимания вопросам маркетинга и рекламы своей продукции. Также был представлен рейтинг 50 российских производителей и поставщиков рынка ветеринарных препаратов по известности и авторитетности.
В заключении Илья Шкоп отметил, что рынок ветеринарных препаратов в России имеет огромные перспективы: около 90% домашних животных в нашей стране не охвачены ветеринарной индустрией и не пользуются услугами ветеринарных клиник.
Дмитрий Казаков, кандидат ветеринарных наук, руководитель отдела по мелким домашним животным компании «Интервет» провел семинар для заводчиков. Тема: Основы вакцинации кошек и собак.
Докладчик подчеркнул важность вакцинации для здравоохранения. Он описал общие принципы работы иммунитета и современные методики проведения вакцинации, а также отметил, что эффективная доза вакцины не зависит от размера животного. При этом подходы к вакцинации против бактериальных и вирусных инфекций принципиально отличаются, так как механизмы действия возбудителей различны. Против вирусных инфекций необходима активация клеточного иммунитета.
Докладчик обсудил важные проблемы вакцинации, такие, как особенности дозировки в связи с возрастом и важность предварительной дегельминтации.
Он подчеркнул, что обязательная вакцинация против бешенства, чумы и других заболеваний необходима. В заключении Дмитрий Казаков дал обзор основных опасных заболеваний, их возбудителей и применяемых вакцин.
ZooAtlas.ru