Наталья Соколова — заводчик кошек породы «мейн-кун», владелец питомника King Size — создает стильные и красивые сайты для питомников. Ее дизайн-студия King Size Desing работает с 2010 года, в портфолио уже более 50 сайтов, выполненных на заказ для питомников кошек и собак из России, Казахстана и Болгарии. Сайты для питомников имеют свою специфику, считает Наталья. Каким должен быть сайт питомника, какие ошибки чаще всего допускают при его создании, Наталья Соколова рассказала в интервью ЗооАтласу.
— Наталья, с чего начался ваш путь в веб-дизайне?
— Все началось в 2007 году с сайта собственного питомника, на котором я и училась. :-) Я самоучка, не заканчивала никаких курсов веб-дизайна и т. п., всему училась сама и на своих ошибках, как и многие успешные веб-дизайнеры. Моя профессия и образование никаким образом не связаны ни с программированием, ни с веб-дизайном. Для меня это хобби, которое за несколько последних лет переросло в нечто большее. К слову сказать, внешний вид моего сайт за это время поменялся уже в третий раз.
Скриншот с сайта питомника мейн-кунов King Size Натальи Соколовой
— Наталья, к сожалению, я нечасто встречаю красивые, стильные, удобные и грамотные сайты питомников. С чем это связано: заводчики пытаются сэкономить или просто не видят смысла делать хороший сайт, или не знают, к кому обращаться?
— Думаю, что основная причина — это попытка сэкономить. Желание сэкономить понятно: владелец питомника старается минимизировать затраты на содержание питомника, которые и так не маленькие. Но сейчас, когда интернет прочно вошел в нашу жизнь, сайт для питомника становится жизненно необходим. Еще одна причина: профессиональные веб-студии берут за свои услуги просто неподъемные для питомника деньги. Кроме того, человеку, далекому от кошачье-собачьего мира, трудно понять специфику работы питомника и его потребности. И вот тогда на помощь прихожу я.
— Какие преимущества есть у профессионально сделанного сайта перед непрофессиональными и бесплатными?
— Наверное, тут надо сказать пару слов о бесплатных хостингах. Когда владелец питомника понимает, что ему необходим сайт, он обнаруживает, что есть ряд предложений по созданию бесплатного сайта с помощью конструктора на бесплатных хостингах. Казалось бы, что может быть проще и зачем тогда платить деньги веб-студии? Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловках. За бесплатный хостинг владелец питомника расплачивается навязчивой рекламой, которая часто препятствует нормальной навигации и просмотру информации на сайте. Кроме того, на бесплатных хостингах существуют существенные ограничения в плане функциональности сайта. Я уже не говорю о том, что многие сайты на бесплатных хостингах похожи как близнецы-братья, ведь шаблоны оформления используются одни и те же. Ну и, наконец, если питомник позиционирует себя как серьезный и профессиональный, то и сайт у него должен быть таким же, не похожим ни на один другой сайт в интернете. Согласитесь, если питомник занимается, скажем, популярной и совсем не дешевой бенгальской породой и при этом имеет сайт на «Юкозе», то у меня, как у потенциального покупателя, уже возникают сомнения в его профессиональности.
Сайт для кинологического питомника из портфолио Натальи Соколовой (King Size Desing)
— А сколько сегодня стоит создание сайта на уже готовой CMS?
— В нашей студии цена за сайт начинается от 11 тысяч руб. Сюда входит индивидуальный дизайн, разрабатываемый под конкретный питомник, установка и настройка одной из популярных CMS.
— Цена вполне доступная, тем более что оплатить надо всего один раз. И что заказчик получает в итоге за эту сумму?
— В итоге заказчик получает прежде всего индивидуальный дизайн сайта, исходя из собственных предпочтений и пожеланий. В своей работе я не пользуюсь готовыми шаблонами. Если у заказчика есть свое видение сайта, я лишь воплощаю его в жизнь. Но часто бывает, что заказчик «сами не знают, чего они хОчут» :-). Тогда я готова предложить свой вариант, который в любом случае будет дорабатываться до тех пор, пока не удовлетворит заказчика. Причем сайт будет одинаково хорошо смотреться на любых видах мониторов, а также на экранах любых гаджетов — от телефонов до планшетов и десктопов.
После разработки дизайна, я устанавливаю одну из популярных CMS, у которой имеется удобная админ-панель, четкая структура разделов сайта, встроенное ЧПУ (человеко-понятные урлы — прим. ЗооАтласа), легкое добавление мета-данных, возможность расширения сайта практически до бесконечности.
Я регистрирую домен и хостинг от имени и на имя заказчика на выбранном заказчиком хостинге или на хостинге, предложенном мной. Это важно, потому что некоторые дизайнеры регистрируют на себя, в итоге владелец сайта становится лицом номинальным, у него нет прав на собственный сайт. А это очень опасно.
Также я устанавливаю счетчики статистики — вся статистика посещений сайта будет доступна для анализа и просмотра.
По желанию заказчика стандартный функционал можно расширить: добавить эффекты анимации, разнообразные слайд-шоу, формы заказов и прочие «красивости и вкусности».
Ну и, конечно, оказываю техподдержку. Даже после окончания срока бесплатной техподдержки я не бросаю своих клиентов, ко мне всегда можно обратиться с вопросом или проблемой. Подробно обо всем можно прочитать на сайте студии: www.kingsize-design.ru.
Сайт питомника кошек из портфолио Натальи Соколовой (King Size Desing)
— Занимаетесь ли вы созданием контента, ведь не все любят и умеют писать хорошие тексты, которые еще и будут помогать продвигать сайт в поисковых системах?
— Да, иногда я оказываю такие услуги, когда у заказчика по каким-то причинам не получается составить грамотный и правильный текст, который будет хорошо восприниматься поисковыми системами. Это может быть рассказ о питомнике или статья о породе.
— А предоставляете ли вы услуги по продвижению сайтов в сети?
— Редко. На продвижение сайта требуется достаточно много времени, а у меня его не так много. Но я даю рекомендации заказчику: что нужно сделать, чтобы самостоятельно продвинуть свой сайт. И если следовать им, то можно добиться неплохих результатов и без профессионального продвижения.
— Сможет ли человек потом сам наполнять сайт, насколько это легко или сложно?
— Конечно, заказчик в дальнейшем сможет самостоятельно управлять своим сайтом, обновлять его и администрировать. Редактирование сайта совсем несложное, не сложнее, чем работа в любом текстовом редакторе. Создание новых страниц и разделов, добавление и редактирование текстов, вставка изображений — все это без труда и особых знаний сможет делать сам заказчик.
— Чем сайты для питомников отличаются от сайтов компаний? Какие особенности у такого сайта?
— Чем отличается наш дом от места, где мы работаем? Для питомника сайт — это его виртуальный дом. Он должен быть уютным, в нем должно быть приятно и интересно находиться. Для питомника сайт — это не только площадка для продажи котят или щенков, здесь владелец питомника делится своими победами на выставках, рассказывает о буднях питомника, показывает, как растут и развиваются котята или щенки. Скупой язык цифр и фактов, приемлемый для корпоративных сайтов, и лаконичное оформление, не приемлемы и не работают в сайтах для питомников.
Кто занимается обслуживанием корпоративного сайта? Наемный работник. Сделал по заданию начальства — и дело к стороне. А владелец питомника вкладывает частичку себя и своей души, чтобы сделать свой виртуальный дом более привлекательным и гостеприимным.
Сайт для питомника собак из портфолио Натальи Соколовой (King Size Desing)
— Какая цветовая гамма наиболее привлекательна, зависит ли это от пород, которыми занимается питомник?
— Сложно сказать, какая цветовая гамма более привлекательна. Цветовое решение во многом зависит от окрасов, которыми занимается питомник, а также от цветовых предпочтений владельца. Но в любом случае цветовое решение сайта не должно препятствовать нормальному визуальному восприятию информации: текста и изображений. Иногда владельцев приходится «поправлять» в их предпочтениях. Что касается меня, то мне по душе светлые легкие тона.
— Какие разделы должны быть на сайте обязательно с самого начала, а какие можно добавить потом или не добавлять?
— Я не ограничиваю заказчика в разделах. Они могут быть любыми. Но логично, что если это сайт питомника, то он должен содержать следующие разделы: «о питомнике» — кто вы, чем занимаетесь; «наши питомцы» — здесь можно представить производителей, их фото, результаты с выставок; «наши котята или щенки» — здесь представлены котята или щенки, которые есть в настоящий момент в питомнике. Также в этом разделе потенциальный покупатель может увидеть их мам-пап, посмотреть фото и видео, ознакомиться с родословной и наблюдать, как дети растут и развиваются.
В дальнейшем на сайте могут быть созданы любые разделы, которые потребуются питомнику в его работе: новости, обмен ссылками, выпускники, прошлые пометы, производители, выведенные из разведения, гостевая книга или форум — по количеству и составу разделов ограничений нет.
— Если человек все-таки решает сам создавать сайт питомника, что он должен учесть?
— Он должен учесть, что в работе ему в любом случае потребуются знания таких вещей, как: HTML, CSS, владение графическими редакторами Photoshop, Illustrator, Corel Draw, знание основ юзабилити и SEO, умение писать грамотные тексты для поискового продвижения. И еще я бы отметила чувство меры. :-)
— Какие основные ошибки допускают люди, создавая свои сайты сами?
— Очень часто упускается из виду такое понятие как юзабилити. Владелец питомника исходит только лишь из своих представлений о красивом сайте и из своих возможностей.
Я иногда просматриваю сайты питомников и с ужасом наблюдаю летающие звездочки, снежинки, чрезмерную анимацию, красный текст на голубом фоне — из серии «попробуй-прочитай», музыку при открытии страницы, фон цвета «вырви глаз». Меню, в котором сложно разобраться, чтобы найти нужную информацию, поэтому приходится совершать много переходов по страницам. Слишком тяжелые сайты, перегруженные графическими элементами, не оптимизированными под web. Сайты часто бывают не оптимизированы под поисковое продвижение, вследствие чего посетителей на нем мало или нет совсем. Еще меня удивляет неумелое использование «Фотошопа», в результате чего сайт не имеет той привлекательности для посетителей, которую мог бы иметь.
— Какие частые ошибки допускают веб-мастера, не работающие с питомниками и не знающие их специфику?
— Они не знают породных особенностей. Конечно, я тоже знаю их не все, но, по крайней мере, я знаю, какую информацию надо узнать у владельца, чтобы правильно и в выгодном свете показать их питомцев.
Многие термины, принятые в мире кошек-собак им не знакомы. Долго приходится объяснять, что они означают и как с ними работать.
Они забывают, что питомник — это не коммерческая организация. Нельзя переносить стиль создания корпоративных сайтов на сайты для питомников.
Сайт для питомника кошек из портфолио Натальи Соколовой (King Size Desing)
— Если человек обращается к Вам за сайтом, как Вы ведете работу? Он должен составить сам техзадание, или Вы помогаете ему определиться со структурой сайта, цветовым решением и т. д.?
— Для начала мы беседуем лично либо по переписке. Я расспрашиваю владельца питомника, какими породами он занимается, а также о том, как он видит свой сайт. Еще до момента получения аванса я прошу прислать несколько фотографий питомцев. Также у меня есть анкета, которая касается структуры сайта. Она позволяет владельцу уже на этапе подготовки определиться с разделами на сайте, навигацией и дополнительным функционалом. Иногда даже приходится отговаривать от некоторых вещей, которые владельцы бы хотели иметь у себя на сайте, объяснять, почему этого делать не стоит, например, музыку при открытии сайта. Только после того, когда я смотрю фотографии и вижу анкету, я сажусь за работу над сайтом.
— Какое время проходит от момента заказа до получения готового сайта?
— В среднем, от момента заказа до окончательной сдачи проходит от 3–4 недель. Всего лишь через 4 недели у питомника уже может быть свой сайт.
Беседовала Светлана Бибик, ZooAtlas.ru
Читайте также интервью Натальи Соколовой о мейн-кунах: «Вместе с мейн-кунами в нашем доме появилось новое слово — чело-кот»