«Во время съёмок у нас ни одно животное не пострадало. А вот некоторые актёры чуть было не поплатились здоровьем за неуважение к хищникам», — говорит режиссёр по работе с животными Виктор Зуйков
Когда на съёмочную площадку сериала «Гламур» приехал один из главных персонажей кот Кузя, вся группа тут же сбежалась к кошачьей клетке, забыв про обед. А Виктор Зуйков нахваливал своего питомца, у которого уже более 20 киноработ.
И тигр — тоже кот
— Понимаете, в чём проблема: животных заставляют перед камерой делать то, за что в домашних условиях ругают, — рассказывает Виктор. — Например, снимался Кузя в фильме «Неидеальная женщина» с Анастасией Заворотнюк в главной роли. По сюжету он постоянно должен был таскать сосиски из кастрюли или убегать из дома.
Обычно животные играют второстепенные роли в кино, но у Кузи есть главная — кошки Весты в фильме «Не все кошки серы».
Был там очень сложный эпизод: кошка должна перебежать дорогу перед мчащейся машиной, а затем эта машина переворачивается. Снимать её пришлось из нескольких дублей. Машину перед кошкой катили вручную пять человек, а торможение потом разыгрывалось. Сначала в кадре на тонкой шлейке бежала Кузина дублёрша — мы ставили её клетку-переноску с другого края дороги, и она, увидев свой «домик», мчалась к нему. А на крупных планах уже бежал Кузя.
Главную женскую роль в этом фильме играла английская актриса. И мы все боялись, что Кузя или кошки-дублёрши могут задеть её когтями: в этом случае нам пришлось бы платить большую неустойку.
Так вот, в одной из сцен кошка должна была подойти к спящей героине и облизать ей лицо, таким образом разбудив. Чтобы Кузя начал облизывать актрису, мы намазали её лицо маслом. Скомандовали «Мотор!», кот подошёл, понюхал, лизнул актрису пару раз — и всё. Пришлось идти на радикальные меры — мазать англичанку кошачьим кормом... Ей это было не очень приятно, зато сцена удалась!
Однажды снимали комедийный сериал «Люди Шпака». В одной из серий участвовала тигрица. Её везут в прицепе, но клетка случайно открывается, и тигрица выходит на свободу. По ней начинают стрелять снотворным, но попадают в девушку. Тигрица в это время выходит из-за кустов и обнюхивает уснувшую героиню, которую дублировала Настя, хозяйка тигрицы. Но всё равно возникли проблемы. Поскольку костюм на Насте был чужой, тигрица её не признала, подошла, начала фыркать и пыталась поддеть лежащую Настю лапой. Тогда Анастасии пришлось встать и показать своей питомице, что это она.
Вообще, работа эта была сложнейшая. Со времён «Полосатого рейса» ничего подобного в нашем кино не делали. Да и в «Полосатом рейсе» принимали повышенные меры безопасности. Тигры находились на одной палубе, а актёры — на другой. И только с Евгением Леоновым вышла неувязочка. Дрессировщик Константиновский уговаривал Леонова сняться вместе с тигром Пуршем, известным, кстати, добряком, без дополнительных мер безопасности. Но актёр наотрез отказывался. Тогда на площадку привезли бронебойное стекло. Леонов должен был мыться в ванне, а тигр, сидя в полуметре, наблюдать за ним. Но стекло, которое поставили между Леоновым и тигром, давало блики. И тогда тайком от Леонова защиту унесли. Начали съёмку. Леонов вынырнул из ванны и увидел перед собой рожу Пурша. Он так перепугался, что сначала занырнул обратно, потом выскочил и понёсся по коридору. Оператор всё это заснял. И после выхода на экраны «Полосатого рейса» стали говорить, что первой эротической сценой в советском кинематографе стала обнажённая «пятая точка» Евгения Леонова.
Карузо и Мастроянни
С экзотическими животными работать, пожалуй, сложнее всего, потому что весь график съёмки приходится подстраивать под их образ жизни.
Например, в фильме «Плесень» у нас снимался скорпион, в его продолжении, которое сейчас снимается, есть эпизод про фараонов. Для этой сцены понадобилась змея. По сюжету фараон бросает жезл, тот падает и превращается в змею. Я привёз двух амурских полозов «девушек» Диану и Таню. Пришлось их специально пробудить от зимней спячки.
Из птиц, пожалуй, самой сложной оказалась работа с воробьём на съёмках «Сибирского цирюльника». Птички должны были прыгать между ног у юнкеров во время принятия присяги на Соборной площади Кремля. Мы отловили несколько птиц, и пять дней они у нас тренировались. Сначала леску за лапку привязали. Один не захотел прыгать. Второй орал, брыкался. За это его прозвали Карузо. Он потом озвучивал своих собратьев. А того, кто лучше всех скакал, назвали Марчелло Мастроянни. После съёмок всех воробьёв отпустили.
Вообще, найти подходящий для сюжета типаж порой оказывается сложнее, чем выдрессировать их. Для съёмок знаменитого ролика «Аргументов и фактов», в котором Леонид Куравлёв раздаёт газеты 15 собакам, актёр стоял за столом, а возле дверей сидела собачья очередь. Собачки по одной подбегали к нему и брали газету. В это время хозяин подбегающей собачки прятался под столом у ног Куравлёва. Сцена «раздачи» оказалась сложной. Главная героиня должна была подбежать к Куравлёву, он разводил руками — мол, газет больше не осталось, собачка отворачивалась и шла обиженная к выходу. Всё у неё получалось хорошо, только обиженной она идти не хотела. Тогда я решил... привязать ей хвост к задней лапе. Только после этого собака сумела изобразить обиду.
Для хозяев хищных животных-кинозвёзд съёмки — доходное дело. Вот, к примеру, гонорар тигра за час съёмок составляет 35 тысяч рублей, слона — 2,5 тысячи евро, собак и кошек, уже засветившихся на экране, — около 200 долларов.
АиФ