1-й период
С 1 по 18—21-й день жизни щенка — период преимущественно безусловно-рефлекторной адаптации.
Щенки рождаются беспомощными, с закрытыми глазами и ушными проходами, не приспособленными к самостоятельной жизни. Они находятся под постоянным материнским наблюдением и уходом и способны лишь немного ползать и сосать материнское молоко.
С 5-го дня после рождения раскрываются ушные проходы.
С 8-го дня раскрываются глаза.
К 14—15 дню жизни щенка полностью раскрываются глаза и ушные проходы. Однако и после этого щенки в первые дни способны различать лишь яркие движущиеся предметы и только постепенно становятся полностью зрячими.
В первые дни жизни щенки не способны самостоятельно опорожняться от мочи и кала и делают это при помощи матери, которая лижет, массирует их, активизирует сокращение соответствующих мышц. Большую часть суток щенки спят. Из органов чувств функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный.
С 15—18-го дня жизни щенки достаточно хорошо слышат и видят. Теперь они способны воспринимать и дифференцировать объекты внешней среды и образовывать многочисленные условно-рефлекторные связи.
К 18—21 дню щенки способны стоять и ходить, а затем и бегать, проявлять четкую ориентировочную реакцию на внешние раздражители и образовывать оборонительные рефлексы.
2-й период
С 18—21-го по 30—35 день — период первичной условно-рефлекторной адаптации. Проявляется способность вырабатывать условные рефлексы не только на пищевые раздражители, но и оборонительное подкрепление. Но скорость их образования невелика. Необходимы многократные повторения упражнений.
Щенки отходят от матери, активно знакомятся с окружающей средой, участвуют в играх со сверстниками, обогащая свой жизненный опыт.
3-й период
С 5—6-й по 8—12-ю неделю — экзальтационный, наиболее важный период для воспитательной дрессировки. К этому времени щенки живут уже без матери и питаются разнообразным кормом.
Важной особенностью периода является способность быстро вырабатывать условные рефлексы. Щенки проявляют высокую активность, знакомясь с внешней средой. У них проявляется так называемый исследовательский рефлекс, который наиболее полно выражен с 1,5 до 3,4 месяцев. Если во 2-м периоде жизни щенки на внешние раздражители (встреча с незнакомыми людьми, животными, предметами и др.) обычно лишь настораживаются, то теперь они подходят к ним, обнюхивают, лижут, то есть пытаются их исследовать.
Для правильного физического развития щенков и накопления ими жизненного опыта в этот период необходимы ежедневные прогулки со сменой маршрутов и раздражителей (людей, животных, транспортных средств и др.).
4-й период
С 3—4-х до 6—7 месяцев — период формирования типологических особенностей нервной системы. Если до этого времени все щенки по поведению очень похожи друг на друга и не имеют особых различий — они охотно и активно общаются с людьми, в том числе с посторонними, любят с ними играть, легко возбуждаются, проявляя на все комплексные раздражители активно-оборонительную реакцию, то теперь выявляются животные, проявляющие на такие раздражители пассивно-оборонительную реакцию.
К 3—4-м месяцам щенки уже отличаются по своему поведению друг от друга, то есть приобретают индивидуальные черты поведения, которые с возрастом становятся все более выраженными и многообразными.
К концу 4-го периода у собак уже хорошо выражены индивидуальные черты поведения. Поэтому при общении с ними, их воспитании с применением элементов дрессировки необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого щенка.
Markiz.Net